Дружба

-0Zfx2nLkGYДружба — это бесценное богатство, которое мы можем получить еще в этой жизни. Это нематериальное благо, которым можно обладать и в этой жизни, и в будущей.
Говорят, что для того, чтобы возникла дружба, нужно иметь одинаковые цели и доверие друг к другу. На мой взгляд, сродство целей — далеко не самое главное условие для возникновения дружбы. Конечно, роль доверия трудно переоценить, и пусть оно будет на первом месте. На второе место возможных причин возникновения дружбы я поставлю общие идеалы. Это гораздо важнее, чем цели. И именно духовные, идейные ценности могут связать двух людей нерушимой связью. И третье условие — это совместный опыт прохождения через неприятности.
Если эти этапы пройдены, то человек почти наверняка становится верным другом на всю жизнь.
Но в то же время есть определенная опасность. Все в этом мире бренно, даже нематериальная, казалось бы, дружба способна к изменению. Ее может отравить только одно — зависть. Простая человеческая зависть может превратить самого верного друга во врага.

Народная мудрость гласит: «Не завязывай дружбы с неиспытанным человеком». Но а как быть, если дружба уже заведена, и отношения сохранить хочется? На сайте umma.ru приводится ривает со слов Пророка (мир ему и Благословение) о том, что есть три человеческих недстатка, которые труднее всего искоренить: обращение внимания на дурные приметы и предзнаменования, склонность плохо мыслить о людях и зависть.
В этом свете встает понятие «черная зависть» — «хасед», то, что отравляет сердца. Многие мусульмане слышали это слово в одном из самых популярных и часто декламируемого отрывках Корана — суре Аль-Фалякъ. Но при том не знали его значения. Советую всем обратиться к расширенному тафсиру этой суры Корана, а также Аль-Ихляс и Ан-Нас. Надеюсь, смыслы этой суры и постоянные напоминания о пагубности зависти помогут избежать этого порока.

Жизнь — это война самим с собой. И периодически необходимо отказываться от того в себе, что неправильно. И пусть эта сура станет для нас путеводителем по тому, от чего нужно отказаться. Ведь, используя текст суры Фалякъ, которую читают на каждых поминках у крымских татар, мы прибегаем к помощи Аллаха от разных видов совершенного зла. А если посмотреть с другой стороны. Ведь зло тоже делает человек. Если мы будем бороться в себе с тем, что перечислено в этой суре под видом причиняемого зла? Если посмотреть на текст суры с другой стороны — не как человек, просящий о помощи, а как человек, причиняющий зло. И если конечным аккордом суры является аят «И от зла завистников, завидующих черной завистью», то мы можем предположить, насколько опасным является это качество.

А дружба — это дар, который нужно хранить, точно так же, как материальные активы требуют взвешенного обращения. Дружбой мы испытываемся, но, надеюсь, что не будем ею наказаны.

Асан Эмирсалиев ©